Как самому снять фильм "Сам себе режиссер"

  

Содержание:

  • Как самому снять фильм?
  • Сценарий фильма
  • Как правильно снимать фильм
  • Концепция фильма
  • 16 правил сценариста
  • Как стать сценаристом
  • Ценные кадры
  • На съёмочной площадке
  • Композиция кадра
  • Линейное построение кадра
  • Естественное и искусственное освещение (особенности съемки)
  • Цвет и тон
  • Объём и форма
  • Перспектива и точка съемки
  • Что такое глубина резкости?
  • Градации масштаба плана съемки
  • Баланс белого
  • Съемка фильма
  • Съемка людей
  • Съемка интерьеров
  • Съемка зданий
  • Съемка пейзажей
  • Съемка панорам
  • Съемка движущейся камерой
  • Съемка удаленных объектов
  • Подводная съемка
  • Анимационная съемка
  • Монтаж фильма
  • Озвучивание фильма
  • Надписи и их место в фильме
  • Как выбрать видеокамеру
  • Аккумуляторы
  • Видеокассеты
  • Светофильтры и насадки на объектив
  • Штативы
  • Оборудование для монтажа отснятого видео
  • Интерлейсинг и как с ним бороться
  • Заключение


  • Тексты по теории и практике кино и ТВ

  • Книги: Видеомонтаж на компьютере
  • Книги: Теория киноискусства
  • Книги: Техника видеосъемки

  •   


    Съемка фильма

      "Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал."
    (Лихтенберг)


    Съемка - это один из самых ответственных этапов процесса изготовления фильма, т.к. основной задачей оператора съемки, является то, что он, опираясь на постановочный сценарий, должен показать снимаемую сцену в наиболее выразительном виде.

    Фактически, съемку, определенных в постановочном сценарии, кадров фильма можно производить в любой последовательности, так как в процессе монтажа каждый фрагмент займет свое место. В то же время, снимая отдельные кадры фильма необходимо представлять себе будущий фильм как единое целое, чтобы отдельные кадры были четко согласованы друг с другом, создавали ощущение взаимосвязанности места и времени действия. Обращайте внимание на композицию кадра, учитывайте направление и темп движения объектов в сопрягаемых при монтаже фрагментах, следите за тем, чтобы при съемке получались хорошие переходы между эпизодами.

    В случае, если по ходу съемки обнаружится какая-либо ошибка или неувязка в постановочном сценарии - тогда придется их исправлять прямо в процессе съемки. Также, помните, о том, что хотя развитие видео- и компьютерной техники позволяет с минимальными затратами устранять дефекты и огрехи, допущенные в процессе съемки фрагментов фильма, однако целесообразнее избегать их возникновения, нежели позднее тратить время на их устранение или даже производить повторную съемку.


    Ниже приведены основные правила, которых имеет смысл придерживаться в процессе проведения съемок:


    - Включать и выключать камеру следует плавно, что бы избежать её возможного вздрагивания. Также, помните о том, что качающееся изображение производит неприятное впечатление и утомляет зрителей. Поэтому, крайне желательно, что бы съемка производилась камерой, установленной на штативе - это обеспечивает получение на экране устойчивого кадра.

    Штатив-тренога весьма устойчивая опора для камеры, однако, она имеет существенные габариты и вес, поэтому, оператор, не имеющий помощника, должен использовать, хотя бы одноногий телескопический штатив.

    Осуществляя съемку ручной камерой без штатива, следует принять устойчивую стойку (например, расставив ноги на ширину плеч), твердо держать её в руке, не допуская раскачивания и ненужных действий - иначе изображение на экране будет неустойчивым.


    - Движение - это один из основных элементов фильма, поэтому следует избегать статичных кадров. Однако, основное правило выполнения съемки, которого следует всегда придерживаться, - заключается в том, что двигаться должен объект съемки, а не камера!


    - В большинстве случаев, горизонтальная ось кадра должна быть параллельна линии горизонта. Однако, с целью получения специальных визуальных эффектов, горизонтальная ось кадра может быть расположена под любым углом по отношению к линии горизонта, и даже более того - постоянно изменяться, например, путем покачивания или вращения камеры вокруг оптической оси объектива (например: имитация качки на борту корабля или имитация вращения самолета, вошедшего в штопор). Повернув камеру на 90 градусов (вдоль оптической оси объектива) - легко можно создать условия для безопасной съемки "опаснейшого" "восхождения" актера по "отвесной" поверхности какой-либо стены.


    - Каждый новый кадр привлекает внимание зрителей. Для того, чтобы воспринять увиденное, обычно требуется от 2 до 4 секунд. Следует всегда помнить, что статичные кадры, длительностью более 4 секунд - утомляют зрителей, поэтому, для того, чтобы вернуть внимание зрителей, следует либо показать новый кадр, либо, значительно увеличив его продолжительность, заставить зрителей всматриваться в детали статичного кадра, чтобы осознать основную смысловую его нагрузку.

    Продолжительность съемки объекта должна составить не менее 4 сек, иначе на экране нечего будет смотреть, только отдельные фрагменты могут иметь меньшую продолжительность.

    Центром внимания в кадре обычно является движущийся объект, так как именно на него зритель обращает свое внимание в первую очередь. В статичном кадре центр внимания целесообразно располагать в его центральной части.

    При изменении градации плана съемки следите за тем, чтобы центр внимания смещался по площади кадра, не более чем на 1/3 его ширины и/или высоты.


    - Съемку кадров, на которых должен быть запечатлен разговор двух людей - следует производить таким образом, чтобы последовательно чередовались между собой правый профиль первого собеседника с левым профилем второго (или наоборот).

    Данный принцип должен соблюдаться даже тогда, когда они молчат. Если его нарушить, зритель, с весьма высокой долей вероятности, будет введен в заблуждение, в отношении того, кто и с кем ведет показываемый на экране диалог, так как в таком случае на экране будут показаны два профиля, направленные в одну сторону.

    Нарушить это правило съемки имеет смысл только в том случае, когда кадр начинается с показа одного актера, а заканчивается показом его собеседника - в таком случае зритель сможет легко составить для себя полную картину взаимного расположения собеседников, а также окружающего их пространства.

    При наличии в кадре большого количества людей - имеет смысл время от времени, с помощью более крупных планов, показывать их взаимное расположение друг относительно друга, и только после этого, показывать диалоги между двумя конкретными людьми с помощью средних или крупных планов.


    - Переход от яркого кадра к темному (или наоборот) обычно выполняют постепенным, так как для адаптации человеческого глаза к изменившейся освещенности требуется некоторое время. Тем более, что резкий переход от очень темного к яркому кадру может вызывать даже болевые ощущения у зрителей.

    В то же время, если по сценарию необходимо акцентировать внимание зрителя на чем-либо, тогда, может применяться быстрое изменение яркости, которым, все же, злоупотреблять не стоит.


    - При планировании проведения съемочного процесса, следует обращать внимание на соблюдение единообразия цветовых и тональных гамм в сопрягаемых между собой кадрах одной сцены.


    - В абсолютном большинстве случаев - не следует изменять направление движения объекта в отдельных кадрах сцены на противоположное.

    В случае, если изменение направления движения, все же, безусловно необходимо, тогда, что бы не запутать зрителей, Вам придется запланировать съемку промежуточных переходных кадров. Нарушение этого правила приведет к тому, что Вы попросту запутаете зрителя.

    Переходные кадры можно снять следующим образом:

    1-й кадр - человек бежит слева направо (ракурс съемки - сбоку);

    2-й кадр - человек бежит прямо на камеру, последний кадрик этого кадра снимается в тот момент, когда человек достигает камеры (ракурс съемки - передняя часть человека);

    3-й кадр - человек бежит по направлению от камеры (ракурс съемки - со спины человека);

    4-й кадр - человек бежит справа налево (ракурс съемки - сбоку). При съемке переходных кадров могут изменяться ракурс съемки и положение камеры, но никак не реальное положение и направление движения снимаемого объекта в пространстве.


    - Всегда помните о том, что при изменении масштаба плана съемки существенно изменяется линейная скорость движения снимаемого объекта в кадре, при чём, чем ближе объект съемки находится к съемочной камере, тем сильнее в процессе съемки может измениться масштаб её плана. Обратное - также верно.

    Так, например, средний план съемки может очень быстро перерасти в крупный - уже после, всего лишь, одного или двух шагов актера по направлению к съемочной камере.

    В то же время, если объект съемки находится на таком удалении, что его приходится снимать общим планом, - он может сделать и десяток шагов, однако масштаб плана практически не изменится.

    Поэтому, при съемке фрагмента фильма, состоящего из кадров, снятых в разных масштабах плана, следует учитывать, что продолжительность движения снимаемого объекта, в разных кадрах должна быть приблизительно одинаковой.


    - Очень часто, последовательный переход между градациями планов съемки оказывается слишком затянутым по времени, в то же время, перескакивание более чем через одну ступень градации является чрезмерно быстрым (например: "крупный третий - общий первый").

    Поэтому, наиболее приемлемой, является такая съемка, в результате которой, соединяемые между собой смежные кадры, либо сняты в одной градации масштаба плана съемки (например: "средний - второй" - "средний - второй") либо когда градации смежных кадров отличаются друг от друга через одну ступень (например: "средний второй - крупный третий" или общий первый"). Также, помните о том, что увеличение длительности плана позволяет сгладить переход масштабов между соединяемыми кадрами, снятыми в разных градациях масштаба плана.


    Непосредственно перед началом съемки, следует выполнять следующие приготовления:

    - полностью зарядите основную и запасные аккумуляторные батареи съемочной камеры;

    - подготовьте свободные носители информации;

    - произведите очистку объектива камеры от частичек пыли;

    - приготовьте необходимые объективы и светофильтры;

    - установите штатив и закрепите на нем камеру.

    Хранение носителей информации (кассеты, диски, флешки) следует осуществлять в сухом и прохладном, защищенном от прямого попадания лучей солнца месте (а видеокассеты, кроме всего прочего, еще и вдали от источников электромагнитного излучения).


    Автор: Alex Sergeev



    << "Баланс белого"   Съемка людей >>


    Google
     

    Технология изготовления (производства) искусственного камня на основе портландцемента

    Как найти неисправность (неполадку) в автомобиле

    Перепечатка материалов сайта (полная или частичная) без согласования с автором - запрещена.
    (c) Alex Sergeev, 2007. Все права защищены.


    Rambler's Top100
    Hosted by uCoz