Как самому снять фильм "Сам себе режиссер"


ZIP-АРХИВ

Тексты по теории и практике ТВ
Внимание!
Сайт http://v-montaj.narod.ru/Biblio/ является виртуальным помещением библиотеки. На основании Федерального закона Российской Федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 №110-ФЗ, от 20.07.2004 №72-ФЗ) копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке категорически запрещен. Все материалы представлены исключительно в ознакомительных целях.
Если Вы являетесь владельцем прав на какое-либо произведение и не желаете видеть его в данной электронной библиотеке, прошу написать об этом автору сайта http://v-montaj.narod.ru


ЭЙЗЕНШТЕЙН С. МОНТАЖ (сб. статей)
Монтаж аттракционов За кадром Четвертое измерение в кино Монтаж 1938 Вертикальный монтаж
ЭЙЗЕНШТЕЙН С. М. МЕМУАРЫ, т. 1
Без комментариев
ЭЙЗЕНШТЕЙН С. М. МЕМУАРЫ, т. 2
Без комментариев
РОММ М. СТАТЬИ:
Возвращаясь к "монтажу аттракционов"
Вопросы киномонтажа
Уроки последних фильмов
РОММ М. ПОСТРОЕНИЕ КИНОМИЗАНСЦЕНЫ
Из стенограмм лекций, прочитанных на I курсе режиссерского факультета в марте-апреле 1955 г.
ЛОТМАН Ю. СЕМИОТИКА КИНО И ПРОБЛЕМЫ КИНОЭСТЕТИКИ
Одна из лучших книг о природе и языке экранных произведений
ЛЮМЕТ С. КАК ДЕЛАЕТСЯ КИНО
"Однажды я спросил Акиру Куросаву, почему в фильме "Ран" он построил кадр именно таким образом. Он ответил, что если бы камеру установили на дюйм левее, в поле зрения попал бы завод "Сони", а на дюйм правее -- был бы виден аэропорт: ни тот ни другой объект не вписывались в атмосферу XVI века, воссозданную в фильме.
Это книга про то, как делаются фильмы. Слова Куросавы -- пример простого и откровенного ответа, и в книге я в основном буду рассказывать о картинах, которые поставил сам. По крайней мере в каждом конкретном случае я точно знаю, что стояло за тем или иным решением. Не существует правильного или неправильного способа поставить фильм. Я пишу лишь о том, как работаю я лично." С. Люмет.
КАРМИЦ М. ЗАПИСКИ ПРОДЮССЕРА
"Публикатор фильмов Марин Кармиц -- продюсер Годара и братьев Тавиани, Куросавы и Хандке, Фасбиндера и Мидзогути, Лоуча и Сатьяджита Рея, Гринуэя и Кассаветеса, Ма-ля, Нанни Моретги и Джеймса Айвори, Кесьлевского и Сабо, Кроненберга, Менцеля, Ангелопулоса, Рене... В его полижанровой книге, названной, как и фильм Годара, "Отдельная банда", воспоминания смонтированы с эссе, интервью -- с перепиской, портреты -- с документальной хроникой (Кармиц начинал как режиссер). "Отдельная банда" -- это, в сущности, автопортрет Марина Кармица, неуступчивого, последовательного и страстного защитника искусства кино. Мы предлагаем отрывки из этой книги, написанной продюсером, который с очевидностью доказывает, что его профессия не менее творческая, чем режиссура." (Журнал "Искусство кино")
ТАРКОВСКИЙ А. ЛЕКЦИИ: СЦЕНАРИЙ
Конспект лекции, прочитанной А. А. Тарковским во ВГИКЕ
ИЗВОЛОВ Н. ЧТО ТАКОЕ КАДР?
"Для описания феномена кино обычно вполне достаточно упоминания восторгов раннего зрителя от трепета серых листьев на ветру или ужаса от прибывающего поезда, для определения кадра - констатации его длины и ограниченности рамкой. И это все верно. Однако мы не можем оставаться на описательном уровне, поскольку нас интересует внутренняя связь кинематографических слагаемых и их прорастание одного из другого..." Н. Изволов.
ЛУНЬКОВ Д. - ДЖУЛАЙ Л. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО - ИСКУССТВО СЛЕДУЮЩЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Этот диалог я размещаю здесь скорее не как "руководство к действию", а как повод для дискуссии. Мнение уважаемого мной Д. И. Лунькова кажется мне спорным: в нем слишком много... отчаянья пожилого человека - так что ли?
Да, лучшая отечественная документалистика, в отличии от западных и прозападных док. лент, принципиально отличается, прежде всего, своей ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬЮ: вспомните лучшие ленты Когана, Виноградова, Шиллера, Шунькова, Наумова... "Синхронное" кино Д. И. Лунькова, по-моему, этой грани не переступило. Оно - не "дыхание", а концепция, т.е. слишком привязано ко времени создания, чтобы стать "вечным". Но это ли повод идти на поводу у зрителя мексиканских сериалов?
Правда, это уже не аннотация, а дискусс получился... Продолжим в рубрике "Дискуссии"?
ПЕЧЕНКИН П. ВРЕМЯ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО
Еще одно дискуссионное мнение о документалистике одного из лучших режиссеров. Собственно, если пойти по предлагаемому им пути, то мы вернемся к игровому кино конца 19 - начала 20вв. - домонтажному кинематографу единой точки съемки. Надо ли это и какой результат даст в итоге? Что ж, каждый художник имеет право на личную концепцию идеального произведения, даже если сам ей и не следует...
Хотя мне эта концепция очень напомнила книги Р. Копыловой, Вс. Вильчика и им подобных теоретиков ТВ (статья, включающая и разбор этих теорий, размещена на сайте, см Стилистика и форма телевизионной передачи). Но прочитать, безусловно, стоит. И написать мне свое мнение в рубрику "Дискуссии" тоже.
МИТТА А. КИНО МЕЖДУ АДОМ И РАЕМ
Я думаю, нет нужды представлять и автора, и саму книгу - они достаточно широко известны.
Настоятельно рекомендую всем, кто всерьез интересуется природой экранного действа.
ДЕЛАХЕЙ М. СОВЕТЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТУ
Конспект статьи Майкла Делахея, продюсера Би-Би-Си <Советы тележурналисту>. Практические дельные советы "на каждый день" Рекомендуется не только журналистам, но и режиссерам, операторам, монтажерам.
КНЯЖИНСКИЙ А. СТАТЬИ: ИЗ ДНЕВНИКА (СЪЕМКИ "СТАЛКЕРА"); ИЗ ЛЕКЦИЙ ВО ВГИКЕ
Представлять оператора "Сталкера", думаю, нет нужды - его фильмы говорят сами за себя.
КОЗИНЦЕВ Г. ПОДНЯТЬ ПОТОЛОК
"Год, прошедший от премьеры "Гамлета" 24 апреля 1964 года в московском кинотеатре "Россия" до встречи Г. М. Козинцева со студентами и преподавателями ВГИКа, - это год триумфа "Гамлета" у зрителей своей страны и за рубежом, в том числе на родине Шекспира, в Англии, где он был признан не только лучшей экранизацией трагедии, но и лучшим фильмом года. 1965 год - это год успеха "Дон Кихота" в Испании, год премий на фестивалях, званий, наград..."
КРОНЕНБЕРГ Д. ЯЗЫК -- ЭТО БАЛАНС, А ФИЛЬМ -- СЮРПРИЗ
"Журнал "Стюдио" (Studio, Франция) ведет рубрику "Урок кино", предназначенную для массового читателя и начинающих кинематографистов. В ней выступают многие крупные режиссеры, излагающие свои взгляды на конкретные проблемы овладения профессией..."
ДЮ ПЛАНТЬЕ Д. Т. ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ
"Свою книгу о профессии продюсера и прокатчика Даниель Тоскан дю Плантье назвал труднопереводимым французским словом "Bouleversifiant", что означает примерно следующее: "Опрокидывающий представления". Написана она на стыке мемуаров и социологии. Живые зарисовки, портреты людей, с которыми автору приходилось встречаться, когда он работал в компании "Гомон", чередуются с рассуждениями о профессии продюсера, оценками ситуации во французском и мировом кино. Мы предлагаем нашему читателю несколько фрагментов из этой книги в развитие уже начатого журналом разговора о продюсерстве..."
НОРШТЕЙН Ю. СНЕГ НА ТРАВЕ
Публикация фрагментов книги Юрия Норштейна "Снег на траве", составленной из лекций, прочитанных во время учебных занятий в Токио осенью 1994 года, и лекций, прочитанных в разное время в Москве на Высших режиссерских курсах.
ЛОТМАН Ю. ПРИРОДА КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ
Эта статья - фрагмент книги Ю.М. Лотмана и Ю.Г. Цивьяна "Диалоги с экранов" (изд. "Александра", Таллин) - своего рода учебного словаря киноязыка, о котором в свое время задумывался еще Ю.Н. Тынянов. Книга состоит из разделов, написанных авторами частью совместно, частью порознь; глава "Природа киноповествования" принадлежит Ю.М. Лотману.
НЕЛЮБОВ М. ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА (Авторский курс лекций)
Сегодня основная беда цвета на ТВ - его случайность. Случайный цвет способен нивелировать, а то и просто уничтожить и смысловое, и художественное решение кадра. Это заставляет нас не только следить за единством цветовой гаммы на экране, но и знать подсознательное воздействие цвета, законы его восприятия и возможные расшифровки. Т.е. психологию цвета. Как профессионалы, знать подсознательное воздействие цветов на зрителя мы просто обязаны.
ЗАКОН РФ ОТ 9 ИЮЛЯ 1993 Г. N 5351-I "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" (с изменениями от 19 июля 1995 г.)
"Закон плох, но он закон" - говорили древние. И потому, иметь его в архиве не помешает.
ГРИМАК Л. ГИПНОЗ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ (истоки нашей страсти к телевидению)
"...не так давно в Эдинбургском зоопарке ученые провели эксперимент над шимпанзе, проверяя их восприимчивость к телепередачам. Каждое утро в строго определенное время им показывали 15-минутные видеофильмы... Уже в течение первой недели четыре самки начали предвкушать кино и заранее усаживались перед телевизором, несколько позже многие начали копировать действия обезьян и животных, которых они видели на экране..."
ОБУХОВ Я. СИМВОЛИКА ЦВЕТА
Еще один сборник статей о цвете и его оттенках из "Журнала практического психолога" о том, какое психическое воздействие он оказывает, какие ассоциации вызывает, о его символике и архетипах, об использовании желтого цвета в религиях, народных обычаях и суевериях.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ А. ЖИЗНЬ С ИДИОТОМ
"Уверен, не только мне бросается в глаза невероятный, неправдоподобный разрыв между уровнем новостных (они же аналитические) и постановочных программ практически на всех каналах... Стоит включить телевизор в неурочный час, как сквозь цветную картинку сама собою начинает проступать отчетливая серость. Причем срабатывает своеобразный закон обратной зависимости: чем развлекательнее передача, тем она скучнее и беспомощнее. (Подчеркиваю: не с "высоколобой" точки зрения, а с точки зрения самого развлекательного жанра.)..."
ЮНГ К.Г. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Общеизвестно, что экран воздействует не только на разум, но и на подсознание зрителя. А значит, знание основных структур подсознания - ключ не только к управлению вниманием, но и к более полному донесению авторских идей и эмоций.
"...речь идет о манифестациях более глубокого слоя бессознательного, где дремлют общечеловеческие, изначальные образы. Эти образы и мотивы я назвал архетипами. [...]
...когда некоторый архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в себе некоторое особое "влияние" или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, т. е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер. [...] Скорее можно было бы обозначить такой образ как художническое видение."
РИБО Г. ЗАКОН РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
"Воображение, так часто называемое "прихотливою способностью", может ли быть подчинено какому-нибудь закону? [...] Наблюдение подмечает здесь некоторый эмпирический закон, то есть закон, извлекаемый прямо из фактов и служащий кратким их выражением."
АРОНСОН О. - ЦЫРКУН Н. АНОНИМНОСТЬ - ЗАКОН ТЕЛЕВИДЕНИЯ
"Телевидение не располагает к слушанию речей-высказываний. Оно не терпит логических умозаключений и даже минимума абстрактных рассуждений. Оно рассчитано на точечные эмоциональные воздействия. [...]
Анонимность коренится в самом феномене телевидения, она, в каком-то смысле, его закон. Телевидение интригует хотя бы тем, что мы всякий раз не знаем и заново опознаем тот самый мир, который присвоили себе именно благодаря телевидению".
МОРЕН Э. КИНО, ИЛИ ВООБРАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК
"...подвижность камеры, фрагментация на планы соответствуют общим аффективным и практическим процессам. Они являются общими потому, что находятся у своих истоков и еще не дифференцированы. От природы они имеют тенденцию к разграничению и, в пределе, к противопоставлению, где и возникает разрыв между магией и наукой. Субъективность и объективность - близнецы, с возрастом становящиеся врагами.
Именно с точки зрения их единства и противоположности - то есть с диалектической точки зрения - и следует рассматривать их в кино".
ПРОПП В. МОРФОЛОГИЯ "ВОЛШЕБНОЙ" СКАЗКИ
Любой хороший сюжет, даже самый оригинальный и документальный, всегда содержит в себе, кроме реалий и фантазий автора, и мотивы всеобщие, архетипические. Без этих элементов сила его воздействия будет, как минимум, всегда на порядки ниже. Ведь вечные мотивы потому и вечны, что присутствуют в корневой психике людей не зависимо от их национальности, образования, соц. среды и других "переменных".
"Хранилища" этих мотивов - притчи, мифа и сказки - давно привлекают внимание и используются лучшими сценаристами всего мира. Так же как и научные работы посвященные этим вопросам. Недаром работы В. Проппа включены как обязательная литература в программы большинства киношкол мира.
ПРОПП В. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
"Ни угадывать исторических фактов, ни доказывать их тождества с фольклором мы не будем. Для нас вопрос стоит принципиально иначе. Мы хотим исследовать, каким явлениям (а не событиям) исторического прошлого соответствует русская сказка и в какой степени оно ее действительно обусловливает и вызывает. Другими словами, наша цель -- выяснить источники волшебной сказки в исторической действительности".
Тех, кого раздражают ссылки на "марксистко-ленинские" источники, прошу вспомнить, что книга писалась в годы, когда без подобных реверансов не могла быть издана ни одна научная работа гуманитарного направления.
СТАРОВА О. СМИ КАК ИСТОЧНИК АГРЕССИИ
"Имитируют ли, зрители экранные модели поведения? В опросе, проведенном среди заключенных тюрем США, каждые девять из десяти допускали, что телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам, а каждые четверо из десяти признались, что пытались совершить преступления, увиденные когда-то на экране телевизора"
МУРАТОВ С. САМОСОЖЖЕНИЕ
"Это случилось в небольшом американском городе. Служащий промышленной фирмы позвонил на местную телестудию и пригласил оператора подъехать к месту, где он собирается выступить против своих хозяев, а затем совершить самосожжение. Репортаж был снят. В прессе разразилась дискуссия -- имели ли документалисты право показывать, как человек сжигает себя, хотя бы и по собственному желанию".
ПОЛУЭХТОВА И. ДОХОДНОЕ “МЫЛО”
Статья о проблемах русского телесериала: "Сейчас, когда сериальная горячка, похоже, достигла своей кульминации, мы решили обсудить более сложный для объективного и достоверного анализа вопрос коммерческой выгоды, которую, по слухам, телеканалы - производители сериалов уже в полной мере ощутили. Особый интерес к сериальным прибылям продиктован не праздным любопытством к содержимому чужого - телевизионного - кармана, но все еще живой надеждой на активизацию кинорынка в целом. Мировая практика свидетельствует, что именно успешный телебизнес нередко способствует сегодня увеличению прямых инвестиций в большое кино".
КУЛИК И. ОБОИ ЦВЕТА ТЕЛЕВИЗИОННОГО СНЕГА
"Клипы - это то, что смотрят по телевизору, когда больше нечего смотреть. Это культурный джанкфуд - семечки, чипсы, леденцы, баблгамные пузыри визуальности, которыми балуются от нечего делать, заглушая не чувство голода, но отсутствие аппетита"...
Т.е. это статья о видеоклипах. От комментариев воздержусь, т.к. автор сам предупреждает о субъективности своего мнения.
ПАШИС А. АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА КОМПОЗИЦИИ
Статья-реферат по известной книге Рудольфа Арнхейма "Искусство и визуальное восприятие". И хотя Пашис рассматривает положения книги применительно к фотографии, описанные Арнхеймом общие законы восприятия, с соответствующей коррекцией на специфику экранного кадра, поиогут разобраться в законах построения композиции и операторам, и режиссерам.
КОЛЯДА С. ВЗГЛЯД НА "ТЕЛЕПУЗИКОВ"
Интервью с Е. Смирновой, доктором психологических наук, зав. лабораторией психологического развития дошкольников Психологического института РАО
ЧЕХОВ М. О ТЕХНИКЕ АКТЕРА
Это, к сожалению, только несколько глав из книги, давно ставшей культовой в режиссерской среде. Методики Михаила Чехова, на которых основана современная американская актерская школа - реально работающий механизм творческой "раскачки" не только для актеров, но и для режиссеров, в т.ч. и Телевизионных.
ЖЕЛЕЗНЯКОВ В. ЦВЕТ И КОНТРАСТ: ТЕХНОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБОР
В сети появились 2 главы из этой прекрасной книги кинооператора, лауреата гос. премии, засл. деятеля искусств, снявшего более 30 фильмов, в т.ч. "Операция Трест", "Дети Ванюшина", "Легенда о тиле Уленшпигеле". Всем кто интересуется картинкой на экране и теми художественными возможностями, которые дают цвет и контраст и кто хочет составить представление о книге, прежде чем ее купить.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ КИНОФЕСТИВАЛИ МИРА
Ссылки от интернет-журнала “КИНОИЗМ”
Полезные ссылки для тех, кому пора выходить из границ местного эфира :)
КАНДИНСКИЙ В. О ДУХОВНОМ В ИСКУССТВЕ.
Василий Кандинский - один из крупнейших художников XX века, определивших лицо нашего времени (Кандинский, Шагал, Пикассо, Дали...). С "Абстрактной акварели" Кандинского (1910 г.) начинается история современного абстрактного искусства. Основной свой программный труд - книгу "О духовном в искусстве" Кандинский написал еще в 1910 году в Мюнхене на немецком языке. Книга позже неоднократно переиздавалась на разных языках.
ПЛАХОВ А. ЗВЕЗДЫ МИРОВОЙ КИНОРЕЖИССУРЫ
"Книга известного кинокритика Андрея Плахова содержит уникальный материал по современному мировому кинематографу. [...] 33 режиссера, собравшиеся на этих страницах, - суперзвезды мирового кинематографа".
ПИЗ А. ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ.
Для режиссера и оператора знание невербального языка человеческого тела - такая же необходимость, как и знания языка вербального, монтажного и т.п. В работе с актером это позволяет найти точный жест или позу персонажа. А документалисту дает "ключ" к его героям, к их скрытым мыслям, помогает выстроить диалог в любом интервью.
Другое дело, что книга эта написана американцем. А значит - безапелляционным стилем, не предполагающим вариативности. Поэтому, используя этот, без сомнения ценный материал, не стоит забывать, что каждый жест (так же как слово, кадр, событие и т.д.) имеют всегда свой ситуативный смысл, т.е. могут быть правильно расшифрованы только в контексте конкретной ситуации.
ДЕРЯБИН А. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ НОВОСТИ КАК КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ
"На наш взгляд, рассмотрение того, как в новостях задействуются различные нарративные стратегии (анекдот, сказание, притча) и коммуникативные компетентности зрителя (рекреативная, репродуктивная, регулятивная)2 позволит нам по-новому осмыслить то, как новостному жанру удается сохранять соответствие критериям объективности и непредвзятости с одной стороны, и одновременно выполнять функции идеологического медиума с другой".
ДОБРОДЕЕВ Б. СЮЖЕТЫ ВОКРУГ СЮЖЕТОВ.
Из воспоминаний сценариста.
"Публикации главы из книги, которую готовит сейчас Борис Добродеев: в ней он намерен пролить свет на некоторые <фигуры умолчания>, хотя бы частично восстановить полноту правды о персонажах отечественной истории".
КУЛЕШОВ Л. СТАТЬИ. МАТЕРИАЛЫ - 1.
Пока - вступительная статья Е. Гормова и первые 2 раздела книги 1979 г. издания. Продолжение следует.
КУЛЕШОВ Л. СТАТЬИ. МАТЕРИАЛЫ - 2.
Следующие 2 раздела книги 1979 г. издания. Продолжение ("Педагогические разработки" и "Мистер Вест") следует.
КУЛЕШОВ Л. СТАТЬИ. МАТЕРИАЛЫ - 3.
Последние 2 раздела книги 1979 г. издания.
КУЛЕШОВ Л. СТАТЬИ. МАТЕРИАЛЫ - ФОТО.
Фотографии из книги.
ФЕЛЛИНИ Ф. МОЙ ТРЮК - РЕЖИССУРА
Запись рассказов режиссера на протяжении 14 лет его "доверенным" интервьюером Ш. Чэндлер, с весны 1980 г. до осени 1993 г.
"Можно сказать, что книга эта не столько написана, сколько наговорена".
МЕДЫНСКИЙ С. КИЛОМЕТРЫ ПАМЯТИ
"...:начиная беседы по кинооператорскому мастерству, я задаю своим студентам вопрос:
- Что, по-вашему, прежде всего должен уметь оператор-документалист?
Отвечают по-разному, но то, что я имею в виду, пока не угадал никто.
- А он прежде всего должен уметь не снимать!"
МИРОШНИЧЕНКО С. ТАИНСТВО ДОКУМЕНТА
Интервью журналу "Искусство кино"
МУРАТОВ С. ДИАЛОГ: ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ОБЩЕНИЕ В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ
На мой взгляд, с 1983г. и до сих пор один из лучших практических учебников по работе интервьюера.
Аннотация издательства: "Автор знакомит читателя с особенностями диалогических, "разговорных" жанров телевидения, рассматривает психологические, эстетические и этические проблемы, возникающие при общении тележурналиста со своим героем, размышляет о социальных и познавательных возможностях теледокументалистики".
МУРАТОВ С. ТВ - ЭВОЛЮЦИЯ НЕТЕРПИМОСТИ
Рекомендуется всем приверженцам как "нового", так и "старого" ТВ. А так же всем ТВ журналистам, независимо от возраста, жанра и убеждений
Аннотация издательства: "Книга рассказывает о последнем десятилетии Российского постсоветского телевидения. Об информационной революции, покончившей с опостылевшей пропагандой и заложившей основы подлинных теленовостей и аналитической периодики. Анализируя приобретения и потери эфирной практики, автор пишет о коммерциализации вещания, ведущей к утрате отечественных культурных ценностей. Об ангажированности каналов и саморазрушении профессиональных принципов, еще так недавно утвердившихся на экране. Об этической культуре, способной обеспечить достоинство и репутацию документалиста".
КОЗИНЦЕВ Г. ВРЕМЯ И СОВЕСТЬ
Записки из рабочих тетрадей замечательного режиссера (фильмы "Дон Кихот", "Гамлет" "Король Лир" и многие другие.). Лично меня, в свое время, очень многому научила.
ФИГГИС М. ЗВУК - ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ФИЛЬМА
Текст лекции и семинара Майка Фиггиса, режиссера и автора музыки к своим фильмам, всегда выстраивающего равнозначную видимой экранной реальности многообразную и сложную аудиожизнь.
ПАШИС А. РИТМ В ФОТОГРАФИИ
Статья известного фотохудожника. Полное название - "Ритм в фотографии как средства реализации катарсиса. Отражения и рифмы, повторы и циклы" - само характеризует содержание статьи
АРИСТОТЕЛЬ. ПОЭТИКА
Книга, определяющая от античности до наших дней основные конструкции, приемы и терминологию литературы, театра - и кино с ТВ тоже. Поскольку является первым из дошедших до нас, но совершенно не устаревшим исследованием законов драматургии и построения сюжета.
СТАНИСЛАВСКИЙ К. С. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ
Изложение "системы" или "метода" Станиславского. 1-я книга для всех, кто хочет что-то понять про режиссуру и ее принципы
СОЛОВЬЕВ В. ОПРАВДАНИЕ ДОБРА
Книга о философии, искусстве, философии искусства:
ДОЛИНИН Д. КИНОИЗОБРАЖЕНИЕ ДЛЯ "ЧАЙНИКОВ"
"...:по замыслу автора это лишь вводный курс, цель которого - бегло очертить круг проблем, встающих перед начинающими кинематографистами, побудить их к самостоятельным размышлениям по поводу творческих и технических аспектов киносъемки, показать некую систему операторских решений"
СКАНЛАН К. ЖУРНАЛИСТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУТИ
Краткая памятка для тележурналистов
"Репортаж подготовлен, но что означают все эти заметки и записи? Как мне выявить суть этого материала? Как определить фокус будущей публикации?"
РЕНЕ А. ЭТО ЕРУНДА
Интервью с известным режиссером Аленом Рене
ПУДОВКИН В. ВРЕМЯ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Статья 1932 г. о "крупном плане" в кинематографическом времени
ЧУМАК В. УРОКИ МОСКВИНА
Воспоминания об операторе А. Москвине, написанные оператором В. Чумаком в 1978 году для журнала "Искусство кино"
ФИШЕР Б. ВИТТОРИО СТОРАРО. УПРАВЛЕНИЕ СВЕТОМ
Статья о творческих принципах оператора фильмов "Конформист", "Последнее танго в Париже", "От всего сердца", "Булворт", "Танго", "Гойя в Бордо" и многих других.
ГРИНУЭЙ П. «ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО - БЫТЬ АВТОРОМ»
Интервью с известным режиссером Питером Гринуэйем
ГОДАР Ж.-Л. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СЛИШКОМ МНОГО ЗНАЛ
Интервью с известным режиссером Жан-Люк Годаром
БЕРГМАН И. ИСПОВЕДАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
"Книга объединяет три шедевра Бергмановской прозы: воспоми-нания "Латерна магика", уже издававшиеся па русском языке от-дельно в 1989 г.; романы "Дети воскресенья" и "Исповедальные беседы", публикуемые книгой впервые. Выдающийся шведский режиссер театра и кино предельно открыто рассказывает в них о себе, о своей жизни в искусстве и размышляет о многих проблемах семьи и общества".
Что тут добавить? Тому, кто знает творчество этого знакового режиссера ХХ в., Бергмана представлять не надо. А тому, кто не знает: наверно, лучше читать что-нибудь из Спилберга. Или того же Кончаловского.
БЕРГМАН И. КАРТИНЫ
Еще одна книга И. Бергмана
МАККРЭМ С., ХЬЮ Л. КАК ИНТЕРВЬЮИРОВАТЬ ДЕТЕЙ
руководство для журналистов и других
СУРКОВА О. "ГАМЛЕТ" АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО"
"Я лично полагаю, точнее, убежден, что трагедия Гамлета, главная болевая точка этой трагедии, кроется для меня в необходимости, вынужденной и абсолютной необходимости для человека, стоящего на более высоком духовном уровне, погрузиться в мелкое болото серости, обыденной пошлости, мелких страстишек и властолюбивых амбиций, правящих в этом мире всецело и безнаказанно". А. Тарковский
АЛЛЕН В. "ЗАПИСКИ ГОРОДСКОГО НЕВРОТИКА"
"На исходе XX века Америка, регулярно переживаю-щая различные кризисы, с удивлением обнаружила, что у нее имеется Духовный Лидер, Секс-Символ и Воплощение Американской Мечты в одном лице. Им оказался не бейсболист, не политик и не бизнесмен, а немолодой (уже) бруклинский еврей неопределенного рода занятий".
ХРАМОВ А. "ДЕТИ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ"
"Сергей Образцов пытался внушить взрослым людям простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее и, особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге".
МЕНЕГЕТТИ А. "КИНО, ТЕАТР, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ"
"...:главы из книги известного итальянского ученого профессора Антонио Менегетти "Синемалогия. Кино и бессозна-тельное", вышедшей в Италии в 2000 г. Автор анализирует психологические корни актерской игры и режиссерс-кого мастерства, исследует истоки художественной образности театрального и кинематографического произведения. Теоретические положения книги прекрасно иллюстрирует детальный анализ классических и пользующихся популярностью фильмов". (Аннотация)
ИНТЕРВЬЮ С Б. БЕРТОЛУЧЧИ. "ПУТЕШЕСТВИЕ"
Интервью Анны Вяземской с Бернардо Бертолуччи о фильме "Ускользающая (украденная) красота"
ЧУХРАЙ Г. "НЕ НАДО ЗАЩИЩАТЬ РУССКИЙ НАРОД ОТ ТАРКОВСКОГО"
"Интервью Григория Чухрая, публикуемое ниже во фрагментах, пролежало в моем архиве более тридцати лет. Я вспомнил о нем на похоронах Григория Наумовича. И сел за расшифровку. Мне показалось, что его монолог в защиту опального художника, его права на субъективизм, на свою, авторскую трактовку исторических событий, монолог, произнесенный в момент резкого усиления цензурного давления в стране, сохранил свой искренний пафос по сей день". (Из предисловия публикатора)
КОНЧАЛОВСКИЙ А. "ВОЗВЫШАЮЩИЙ ОБМАН"

КОНЧАЛОВСКИЙ А. "НИЗКИЕ ИСТИНЫ"
Лично я не отношусь к поклонникам - и режиссерского, и писательского - творчества Андрея (Андрона?) Сергеевича Михалкова (?) -Кончаловского (кстати, почему на титуле значится только одна фамилия?) . Это, наверное, всего лишь мои личные пристрастия. Впрочем, не думаю, что его лично это заденет, даже если предположить, что эти строчки каким-то чудом ему на глаза попадутся. Ибо, как справедливо замечает сам автор в 1-й же строчке, <Я люблю себя. Если честно - я себя обожаю>. Возможно, это у них семейное. Ну а книги: Возможно, кому-то и они способны помочь. Не только полюбить автора (хотя, у меня сложилось впечатление, что это и было истинной сверхзадачей обоих томов), но и, глядишь, что-то понять в природе экрана. С тем сюда их и выкладываю.
КОППОЛА Ф. Ф. "УТОПИЯ"
Интервью с режиссером фильмов "Разговор", "Крестный отец", "Апокалипсис сегодня" и т.д.
М. РАБИГЕР "РЕЖИССУРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО И "ПОСТПРОДАКШН", ч.6
Из предисловия: "В учебнике девять частей В настоящем издании мы публикуем только выдержки из шестой части, которая называется "Постпродакшн" В англоамериканской терминологии так именуется этап работы над фильмом после окончания съемок, в русской - монтажно-тонировочный период или период монтажа и озвучания".
К сожалению, полностью этой книги у меня нет. Уважаемые господа! Если у кого-то есть эл. вариант полностью, пришлите мне и я выложу его сюда.
26 ПРАВИЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вполне достойное украшение стенки в редакции
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ ТЕЛЕОПЕРАТОРОВ
То же, что предыдущее, по для операторской
ЛИНЧ Д. РЕЖИССЕР -- ЭТО ХОЗЯИН
Монолог известного режиссера о своих работах и принципах
ТАРКОВСКИЙ А. А. ЛЕКЦИИ ПО КИНОРЕЖИССУРЕ. МОНТАЖ
Конспект лекции, прочитанной А. А. Тарковским во ВГИКЕ
"СТРАНА КВИРИКАДЗИЯ"
Интервью с известным сценаристом Ираклием Квирикадзе
ГУРЕВИЧ А. "МНОГОЗНАЧНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА"
История не исчерпывается катаклизмами, существует еще и то, что Толстой назвал "ролевой жизнью",- жизнь в семье, в малых общественных группах.
АГРАНОВСКИЙ В. А. "ВТОРАЯ ДРЕВНЕЙШАЯ. БЕСЕДЫ О ЖУРНАЛИСТИКЕ"
"Валерий Аграновский - культовая фигура в российской журналистике, больше пятидести лет отдавший "второй древнейшей профессии" и писательскому ремеслу".
АГРАНОВСКИЙ В. А. "РАДИ ЕДИНОГО СЛОВА"
"Что такое "тема" и откуда она берется? Как вырабатывать концепцию? Какова должна быть тактика журналиста при сборе материала для очерка? Есть ли тайна искусства беседы? Откуда взялась пресловутая проблема "первого абзаца"? Все эти и многие другие вопросы, связанные с журналистским мастерством, составляют содержание данной книги".
БУНЮЭЛЬ Л. МОЙ ПОСЛЕДНИЙ ВЗДОХ
Несколько фрагментов из книги выдающегося испанского режиссера, вышедшей в Париже за несколько месяцев до его смерти.
(из подшивки журнала "Искусство кино")
ГРИНУЭЙ П. ПЯТЬ ГОЛЛАНДСКИХ ФИЛЬМОВ, ПОСТАВЛЕННЫХ В ВООБРАЖЕНИИ
Фрагменты лекции Питера Гринуэя, прочитанной на семинаре «Воинствующее кино»(Утрехт, Нидерланды, 25.09. 1988 года).
МАСТЕР-КЛАСС КШИШТОФА КЕСЬЛЕВСКОГО. ШЕСТЬ АКТЕРОВ В ПОИСКАХ РЕЖИССЕРА
Мастер-класс, который польский кинорежиссер Кшиштоф Кесьлев-ский провел в 1994 году в Амстердамском Летнем университете (под эгидой Европейской академии киноискусства и Фонда призов "Феликс"), был посвящен отношениям режиссера с актерами. Кесьлевский последовательно придерживался этой темы и к таким вопросам, как, например, работа с камерой, освещение и монтаж, обращался лишь по случаю.
СУРКОВА О. ХРОНИКИ ТАРКОВСКОГО. ЗЕРКАЛО
Беседа с Тарковским о предстоящем фильме «Белый, белый день…»
ХИЧКОК О ХИЧКОКЕ
Отрывки из книги
КНЯЗЕВ А. ОСНОВЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ И ТЕЛЕРЕПОРТАЖА
Учебное пособие. А попросту - учебник для тележурналистов, выпущенный в Кыргызии. Со всеми плюсами и минусами любого учебника.
"ПРЫЖОК" ВЕРТОВА
Стенограмма международного симпозиума 1992 г., посвященного вкладу Дзиги Вертова в экранную культуру XX века. В симпозиуме приняли участие известные теоретики и практики кино, в их числе К. Маркер (Франция), А. Пелешян (Армения), Ф. Бирри (Аргентина), Г. Франк (Латвия), Р. Рихтер (Германия) и другие.
НАЙДОРФ М. КУЛЬТУРА И МИСТИКА СМИ
Краткая статья о феномене масс-медиа
КЛЮЕВ. Е. "ПРОГНОЗ ПОГОДЫ КАК ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
"Роль прогноза погоды как феномена российской культуры оказывается [...] чрезвычайно благородной: прогноз погоды есть оплот государственной стабильности, гарант надежности жизни на данной, отдельно взятой территории, точь-в-точь так, как это было во времена египетских фараонов..."
"ЗАДНИЙ ПЛАН"
Статья для начинающих о роли и организации фона в кадре. Из неизвестного источника (если кто знает - подскажите).
"ЗВУКОВАЯ ТЕХНИКА"
Статья для начинающих о роли звука и работе с ним. Из неизвестного источника (если кто знает - подскажите).
БЕЙГАН Л. "ГРИМ ДЛЯ ТЕАТРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ"
Очень приличная книжка по основам работы с гримом
Г. КОЗИНЦЕВ "ИЗ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ"
Публикация заметок не вошедших в книгу "Время и совесть"
А. ТАРКОВСКИЙ О СЕБЕ
Высказывания Андрея Тарковского из его интервью, напечатанных в журнале "Форум". Мюнхен, 1988, № 18
А.РЕНЕ. "СЕЙСМОГРАФ"
Фрагменты книги французского кинокритика Гастона Бунура "Ален Рене", 1962
ЕГОРОВ В. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

ПИЗ А.ЯЗЫК РАЗГОВОРА
Из предисловия: "В результате исследований были выработаны некоторые приемы, помогающие добиться максимальной эффективности общения. В нашу книгу мы включили два курса, призванных […] и научить искусству эффективного общения любого наиболее простым и интересным для слушателя образом".
МАЛЕВИЧ К. ЧЕРЕЗ ЧИСТУЮ АБСТРАКЦИЮ К НОВОЙ ФОРМЕ
"Статьи К. Малевича, опубликованные в «Киножурнале АРК», раскрывают понимание художником сущности не только кино, но и супрематизма и живописи вообще".
ПАЗОЛИНИ П.-П. ТЕОРЕМА
Сценарий
ПАЗОЛИНИ П.П. ФЕЛЛИНИ. БЕРГМАН. ТРЮФФО
Фрагменты теоретических эссе
БУНЮЭЛЬ Л. ДНЕВНАЯ КРАСАВИЦА
Сценарий
КОНТО Ж. И СЛЕДУЕТ ФИЛЬМ:
Неосуществленные синопсисы фильмов
ДАЛИ С. МОИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ
"В двадцать семь лет я сделал с Луисом Бунюэлем два фильма, которые войдут в историю: "Андалузский пес" и "Золотой век". С той поры Бунюэль работал один, выпустил на экраны еще несколько фильмов, оказав мне неоценимую услугу: публика, наконец, могла понять, кому принадлежит в "Андалузском псе" и "Золотом веке" гениальная сторона, а кому - примитивная..."
И так далее. В общем, Дали со своими обычными эпатажем и самомнением. :-)
ХРЖАНОВСКИЙ А. ЕСЛИ ВЫ СПРОСИТЕ МЕНЯ...
"Время от времени я ставлю себя на место воображаемого любознательного зрителя или исследователя нашего искусства и от его имени пытаюсь сформулировать вопросы и ответить на них".
ЛОТМАН Ю. СЕМИОСФЕРА
"Седьмая книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотиче-ской теории и методологии".
ЛОСЕВ А. ДИАЛЕКТИКА МИФА
Из предисловия: "Настоящее небольшое исследование имеет своим предметом одну из самых темных областей человеческого сознания, которой раньше занимались главным образом богословы или этнографы. Те и другие достаточно оскандалились, чтобы теперь могла идти речь о вскрытии существа мифа богословскими или этнографическими методами. [:] Диалектика мифа невозможна без социологии мифа. Хотя это сочинение и не дает специально социологии мифа, но это является введением в социологию, которую я всегда мыслил философско-исторически и диалектически".
БЕЗ КРУПНЫХ ПЛАНОВ
Интервью Отара Иоселиани корреспонденту французского журнала "Позитиф"
КОРОЛЬ И ЕГО ПОДДАННЫЕ
Заявка О. Иоселиани на фильм
СОЧИНЕНИЕ ФИЛЬМА
Интервью Отара Иоселиани журналу "Искусство кино"
МАМАРДАШВИЛИ М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ, ИЛИ ТО ЖЕ САМОЕ, НО В СВЯЗИ С РОМАНОМ ПРУСТА "В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ"
Лекция, прочитанная философом М.К.Мамардашвили на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
СТЕПЕНЬ НЕВЕРОЯТНОСТИ
Интервью Федора Хитрука журналу "Искусство кино"
ПАРАДЖАНОВ С. КИЕВСКИЕ ФРЕСКИ
Сценарий
СКОЛА Э. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОИХ РИСУНКАХ

СКОЛА Э. ТЕРРАСА
Сценарий
КЕСЬЛЁВСКИЙ К., ПЕСЕВИЧ К. ДЕКАЛОГ. ФИЛЬМ ВТОРОЙ
Сценарий
ВОЛКОВ А. КУРС РУССКОЙ РИТОРИКИ
Цитата из предисловия: "Тому, кто впервые знакомится с трудами А.А.Волкова, можно позавидовать: он найдет в авторе надежного учителя в "мыслях и словах" (предмет риторики), глубокого собеседника в понимании основ русской духовной культуры, ценящего подлинную красоту родного слова. Тот, кто знаком с А.А.Волковым - профессором МГУ имени М.В.Ломоносова и Московской Духовной академии, уже предвкушает радость от постижения точного и систематического знания, основанного на глубокой вере и университетско-академической образованности".
КАСАТКИН С. МАСТЕР ОБЩЕНИЯ
Курс аутотренинга по общению и снятию комплексов, мешающих выступлению перед аудиторией
КОМЯКОВА Г. ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ

КУРАКИНА К. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ РЕЧИ В ТРУДАХ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО

ЛЕММЕРМАН X. УЧЕБНИК РИТОРИКИ. ТРЕНИРОВКА РЕЧИ С УПРАЖНЕНИЯМИ
Перевод с немецкого. Цитата из предисловия: "Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи риторики, - а своего рода полезный справочник, обеспечивающий "страховку" в практической риторике".

Уважаемые читатели! Если у Вас не распаковываются файлы из ZIP-архива, то СКАЧИВАЙТЕ ИХ МЕНЕДЖЕРОМ ЗАКАЧКИ (REGET, FLASHGET И ДР.), А НЕ БРАУЗЕРОМ.
Целостность самих архивов проверена.

Google
 


Перепечатка материалов сайта (полная или частичная) без согласования с автором - запрещена.
(c) Alex Sergeev, 2007. Все права защищены.


Rambler's Top100
Hosted by uCoz