Как самому снять фильм | "Сам себе режиссер" |
Содержание: |
Ценные кадрыДля того, чтобы снять любительский фильм любого масштаба, нужны люди. Подход к формированию коллектива для некоммерческого проекта должен быть основан в первую очередь на схожести черт характера его участников. Возможность улучшить свои навыки появится у всех в процессе работы - было бы желание! Три самых важных качества для любого участника некоммерческого проекта - это ответственность, энтузиазм и умение работать в команде. Работа над любительским фильмом не терпит эгоистов. Единственный рычаг воздействия на таких людей - деньги - в некоммерческом проекте просто отсутствует. Если на определённом этапе съёмочного процесса у одного из восьми занятых участников появятся <более важные дела>, остальным семерым не останется ничего другого, кроме как ждать его одного... Возможна и другая ситуация: человек отказывается делать что-то, если не будет сделано так, как хочет он (самый настоящий шантаж). В любом случае, таких людей необходимо выявлять ещё до начала съёмок и немедленно исключать из состава группы. При создании команды будет разумно поставить на ключевые места уже проверенных людей - старых друзей или знакомых, на которых можно расчитывать. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если друзья сами выражают желание принять участие в вашем проекте. Уговаривать никого не стоит. Сегодня большая часть фан-фильмов создаётся с привлечением людей через интернет. Этот подход несёт в себе риски для организатора, однако имеет очень важное преимущество - позволяет найти новых друзей, что служит для всех участников съёмок очень неплохим стимулом. Поиск активистов в интернетеПеред тем как начать собирать людей для работы над фильмом, вы сами должны быть твёрдо уверены, что дело будет доведено до конца. В отличие от остальных, для вас не должно существовать никаких <отмазок> - это ваш проект, и вы несёте за него наибольшую ответственность. Если вы твёрдо уверены, что лично вам хватит сил и умений, чтобы довести проект до конца, приступайте к разработке того, что позволит вам доказать это другим. Прежде всего, вы уже должны иметь всё необходимое оборудование. Если у вас нет видеокамеры, штатива или компьютера - найдите их раньше, чем вы где-либо упомяните своё намерение снимать кино. Кроме того, на момент начала сбора людей, у вас должен быть готов хотя бы черновик концепции фильма. Как показывает статистика, из десяти анонсированных фан-фильмов только один доходит до премьеры. Подобная тенденция вызывает высокую степень недоверия людей на форумах к анонсам новых проектов. Вам придётся не просто сообщить о своём желании снять фильм, но и доказать свои возможности. Хорошим подтверждением ваших намерений и способностей будет создание короткого ролика (на 2-3 минуты), который покажет ваш подход к делу и засвидетельствует наличие всех необходимых технических средств. Такой ролик будет полезен и в качестве практики перед основными съёмками. Подобное видео можно снять с двумя актёрами из числа своих друзей или вообще без актёров (если вы сможете придумать соответствующий сюжет). Не стоит выкдадывать несвязанные отрывки тестовых съёмок: это вызовет у зрителей лишь негативную реакцию. В демо-ролике должен быть хотя бы минимальный сюжет, чтобы его было интересно смотреть. Конечно, самой лучшей стратегией для привлечения людей в проект будет создание небольшого, но законченного фан-фильма только лишь своими силами (с привлечением друзей <из реала>, без анонсов на форумах). Когда такой фильм будет сделан, стоит выложить его в интернет отдельно, без упоминаний намерений снять <большое кино>. Взгянув на реакцию аудитории, через некоторое время можно будет сделать анонс своего нового проекта. Желающих принять участие в нём будет куда больше, чем в случае с <голыми> обещаниями. Для того, чтобы собрать людей для съёмок фильма, обычно используют тематические форумы. В сообщении с анонсом вашего проекта обязательно необходимо указать:
Лучше выступать не от своего имени, а от имени съёмочной группы (людям приятнее присоединиться к команде, чем сняться в <фильме Павла Румянова>). В анонсе ни в коем случае нельзя упоминать, что проект уникален и неповторим, после выхода принесёт славу всем актёрам и т.п. - подобное вызывает, в лучшем случае, улыбку. Помните, что все нормальные люди участвуют в любительском фильме прежде всего ради процесса, а не ради результата. Пример анонса на форуме (с сокращённым описанием сюжета, взятым из концепции): Творческая группа <Настоящие> приглашает жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области принять участие в съёмках комедийного фан-фильма под рабочим названием <Герои>. Сюжет фильма расказывает о том, как группа молодых людей, отправившись в путешествие по Финскому заливу, внезапно попадает на необитаемый остров. Каким образом и почему это произошло - им ещё предстоит выяснить. Сотовые телефоны не работают, еды практически нет. Пытаясь найти признаки цивилизации, герои отправляются вглубь острова. Тут и начинается самое страшное... Фильм планируется снять этим летом, часть сцен в помещениях - осенью. В течении зимы будем работать над спецэффектами и озвучиванием, а весной, если что-то потребуется доснять, доснимем. Премьера намечена на июль следующего года. В настоящий момент у нас имеются концепция сценария, необходимое оборудование для съёмок и часть костюмов (интересующиеся могут скачать демо-ролик, снятый нами для тестирования оборудования). Актёрский состав на данный момент укомплектован на 50%. Нам бы хотелось найти людей, которые хотели бы сняться в фильме в одной из ролей и помочь с изготовлением костюмов. Мы так же ищем кого-нибудь, у кого есть выход на любую лодочную станцию. Ну и, конечно, все, кто считает, что может чем-то помочь - пишите! После такого анонса вам наверняка зададут несколько вопросов. Отвечайте на них оперативно и подробно, ведь прежде всего именно вы заинтересованы в привлечении людей в проект. Не врите людям относительно имеющихся ресурсов (даже если вы уверены, что сможете найти их в ближайшее время)! Помните, что однажды пообещав, но не выполнив своего обещания, доверие к вам резко упадёт. Проверка активистовДаже если несколько человек напишут вам о своём согласии участвовать в проекте, не нужно сразу же считать, что дело в шляпе. Прежде чем расчитывать на кого-либо из добровольцев, нужно хотя бы раз увидеть его <в реале>. Назначьте встречу всем активистам, которые хотят принять участие в фильме. Вы удивитесь, как мало людей туда придёт, несмотря на количество написавших на форуме... Пообщавшись с людьми, составьте своё мнение о них, обращая внимание прежде всего на их личные качества. Первую встречу не стоит посвящать каким-то организационно-практическим вопросам о создании фильма - пусть это будет просто неформальное знакомство, прогулка или совместный поход в кино с последующим обсуждением увиденного. Отвечайте на все возникающие вопросы относительно вашего проекта, но не устраивайте дискуссий по этому поводу, предлагая вносить все предложения через ICQ. Как показывает практика, коллективные обсуждения организационно-сюжетных вопросов вообще не приводят к полезным результатам. Если верить этому вы категорически отказываетесь - попробуйте, и убедитесь сами! После одной-двух неформальных встреч (и после того, как концепция Вашего фильма уже позволит составить список ролей), нужно провести прослушивание актёров (кастинг). Придумайте несколько коротких сцен для двух-трёх человек, в которых одновременно будут сочетаться физические действия, реплики и эмоции. Предложите активистам разыграть эти сцены. Во время репетиций помогайте актёрам улучшить игру, комментируйте их действия и удачные находки. Затем меняйте участников, стараясь для себя отметить наиболее удачные сочетания ролей и актёров. Ваша цель на данном этапе - понять, какой образ удаётся актёру лучше всего. На стадии написания сценария вы сможете создать таких персонажей, роли которых будут исполнены наилучшим образом. Большую сложность представляет собой оценка возможностей и надёжности людей, предложивших свою помощь в сфере создания костюмов, реквизита или компьютерной графики. Все мы знаем, что курсовые работы делаются в последнюю неделю перед сдачей - это совершенно естественная реакция, так что нам нужно разбить большую задачу (подготовка всего реквизита) на множество маленьких (создание отдельных его элементов). Важно установить сроки, в которые должен быть готов каждый костюм и предмет реквизита, и затем контролировать соблюдение каждого пункта плана. Работа над костюмами и реквизитом обычно идёт параллельно с написанием сценария, так что вы сразу можете раздать небольшие задания тем, кто вызвался помочь с реквизитом и костюмами. Дайте активистам задание и небольшой срок, чтобы оценить их подход к делу. Даже если до начала съёмок остаётся много времени, лучше приготовить все мелочи заранее, чем за неделю до съёмок узнать, что ничего не готово и делать всё нужно самому из подручных средств. На все <должности> в проекте, за исключением актёров, лучше подобрать по два человека. При этом выполняемые ими обязанности можно разделить, а в случае возникновения непредвиденных обстоятельств один сможет заменить другого. КомандаПеред тем, как приступить к работе над фильмом, вместе с остальными участниками проекта определите сферы ответственности и <влияния> в вашем проекте. Чёткое определение принципов организации команды всеми её участниками позволит избежать большинства конфликтов и закончить работу в том же составе, в котором она была начата. Наиболее оптимальными для любительского кино будет такая организация, при которой каждый участник сможет в полной мере раскрыть свой творческий потенциал.
Разумеется, в некоммерческом проекте допускается совмещение обязанностей (очень часто режиссёр является и оператором), однако слишком большое количество работы взваливать на одни плечи не стоит. В завершении этого материала необходимо заметить, что, несмотря на все приготовления, конфликты на съёмочной площадке неизбежны. Не нужно бояться споров и обид во время работы. Главное - несмотря на них, продолжать делать своё дело, чтобы после премьеры почувствовать всю их мелочность. Просто старайтесь не допускать критических ситуаций и не делайте поспешных выводов. Помните, ваша общая главная цель - выход фильма на экраны. По материалам сайта: smx.ru
|
|
Перепечатка
материалов сайта (полная или частичная) без согласования с автором -
запрещена. (c) Alex Sergeev, 2007. Все права защищены. |